Реставрация старинных икон и картин - это искусство возвращения к жизни бесценных произведений старых мастеров, это долгий и кропотливый технологический процесс требующий от реставратора безупречных знаний истории искусств, химии,владения техникой масленой и темперной живописи, умением безошибочно определить стиль, школу, эпоху, время и место написания иконы.
Но несмотря на качество материалов и высокое мастерство написания иконы, ничто не может противостоять силе времени и даже великие произведения подвержены старению и разрушению грибком, плесенью и червоточинами.
Возраст иконы или картины определяется химическим анализом состава краски. До ХХ века пигменты были неорганического происхождения а в качестве связующего использовался яичный желток.
Только после химического анализа и только когда икона или картина "вылечена" от биологических недугов, можно заняться реставрацией.
Главный принцип реставратора - "не навреди".
Реставрация темперной или масленой живописи начинается с восстановления полотна или липовой дощечки. При этом применяются клеи исключительно животного происхождения,-осетровый (делают из пузыря осетровых рыб) и мездровый (из кроличьей кожи).
Инструмент реставратора живописи напоминает инструмент врача: скальпель, пузырьки, бинты, перчатки и маски. И главный принцип тот-же -" не навреди". Все материалы для реставрации подбираются так, чтобы в последствии их можно было без труда удалить с произведения " обратимая реставрация" иначе икона превратится в новодел и потеряет свою историческую и художественную ценность.
Самостоятельная реставрация - без специальных знаний и навыков, без оригинальных инструментов и материалов невозможна.